КАЧЕСТВЕННЫЕ МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

[tm_pb_section admin_label=»section»][tm_pb_row admin_label=»row»][tm_pb_column type=»4_4″][tm_pb_text admin_label=»Text» text_orientation=»left» use_border_color=»off» border_color=»#ffffff» border_style=»solid»]

КАЧЕСТВЕННЫЕ МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: РЕШАЕМ ГЛУБИННЫЕ ВОПРОСЫ

 Существует два основных вида маркетинговых исследований:

  •  кабинетные маркетинговые исследования
  •  полевые маркетинговые исследования (качественные и количественные)

Качественные маркетинговые исследования представляют собой получение данных, которые не выражаются в конкретных цифрах. Они дают информацию разъяснительного характера. С помощью таких исследований можно определить мотивы поведения потребителей.

 Качественные маркетинговые исследования делятся на следующие виды:

 ФОКУС-ГРУППЫ

Фокус-группы — группа респондентов из восьми-десяти человек собираются вместе и обсуждают темы, в которых они в какой-то мере заинтересованы. Обсуждение может длиться больше двух часов. При изучении фокус-групп можно получить широкий круг мнений: уровень удовлетворенности и постоянства потребителей, восприятие уровня обслуживания (и его постоянстве), какие компании считаются лидерами по качеству предоставляемых услуг и т.д. А также скрытые побуждения и мотивы, касающиеся обслуживания.

При проведении такого исследования важно учитывать следующие факторы: правильный подбор участников, удачный выбор ведущего, который направляет беседу в нужное место, комфортная обстановка для всех участников фокус-группы и актуальность темы обсуждения.

 Цели исследования:

  •  изучить отношение потребителей к определенным товарам, услугам, торговым маркам;
  •  определить реакцию потребителя на PR-акцию или рекламу;
  •  оценить соответствие продукта требованиям рынка;
  •  протестировать новый товар или рекламные материалы;
  •  выяснить, что знают клиенты о Вашей компании и др.

 Преимущества фокус-групп:

  •  возможность получить глубинную информацию об особенностях поведения потребителей, которую невозможно получить другими методами;
  •  общение в группе раскрепощает людей, заставляя их говорить более открыто;
  •  позволяют сэкономить время, опрашивая сразу несколько человек;

 Недостатки фокус-групп:

  •  результаты опроса нельзя распространить на всех потенциальных клиентов;
  •  возможно влияние мнение большинства людей на меньшинство.

 ГЛУБИННЫЕ ИНТЕРВЬЮ

Глубинные интервью – это личная беседа в свободной форме между интервьюером и респондентом с целью получения необходимых ответов на поставленные вопросы. Оно решает те же задачи, что и фокус-группа: отношение потребителей к определенному товару, разработке и оценке нового продукта, проверке реакции на маркетинговую рекламу.

 Цели исследования:

  •  когда тема обсуждения затрагивает личные темы;
  •  интервью проводится между компаниями-конкурентами;
  •  на личное мнение респондента может сильно повлиять мнение группы;
  •  невозможно собрать всех респондентов в одно время в одном месте.

Основное преимущество групповых интервью в том, что можно узнать полную информацию о поведении, мотивах респондента и их причинах. Также плюс в отсутствии психологического давления со стороны других респондентов.

Недостаток состоит в поиске интервьюера, который должен быть квалифицированным специалистом в своем деле. А расшифровкой полученных данных должны заниматься психологи.

 ЭКСПЕРТНОЕ ИНТЕРВЬЮ

Экспертное интервью — в данном случае респондентами являются специалисты, в профессиональном направлении которых темы, связанные с вопросами обсуждения. К ним могут относиться отраслевые журналисты, аналитики, менеджеры и другие специалисты, связанные с отраслевыми особенностями. Опрос проводится по принципу глубинного интервью. Глубокое исследование определенного вида деятельности поможет достичь максимальных результатов.

 Преимущество:

  • информация, полученная от правильно выбранных респондентов, является хорошим материалом для проведения глубокого исследования.

 Недостаток:

  • данный метод является достаточно дорогим, а отраслевые специалисты чаще всего заняты и недосягаемы для первичных контактов.

 ТАЙНЫЙ ПОКУПАТЕЛЬ

Тайный покупатель — наверняка, Вам было интересно, почему некоторые клиенты уходят из Вашего заведения, ничего не купив, что именно их не устроило.

Чтобы понять это и решить существующие проблемы, Вы можете воспользоваться услугой «Тайный покупатель». Она направлена на оценку процесса обслуживания клиента с использованием специально подготовленных людей (тайных покупателей). Эти люди от лица реальных клиентов осуществляют проверку и детально докладывают об их результатах.

 Основные виды исследования:

  • Визиты в точки продаж, с возможностью контрольной покупки (в том числе с возвратом), проверка соблюдения правил обслуживания и продаж, сервисных и розничных стандартов, стандартов мерчандайзинга;
  • Визиты и (или) звонки в точки продаж с целью мониторинга цен конкурентов;
  • Звонки в точки продаж (офисы) с целью получения консультации по товарам и (или) услугам;
  • Заказы в Интернет-магазине, заявки по электронной почте и через форму заказа (заявки) на сайте;
  • Контроль выполнения промо-акций в точках продаж;
  • Проверка представленности брендов и позиций в торговых точках.

Цели исследования:

  • оценка качества работы персонала;
  • система обучения персонала;
  • использования рекламных и POS-материалов (промостоек, ценников и др.);
  • в целях конкурентной разведки;
  • для оценки качества обработки заявок с сайта.

 Преимущество метода Тайный покупатель:

  • помогает решить эти проблемы, выявляет реальный опыт клиентов, а не предполагаемый. Он позволяет оптимизировать работу отделов продаж и обслуживания клиентов. В свою очередь, высокий уровень сервиса повышает лояльность клиентов.

 Основной недостаток:

  • для получения хорошего результата такие проверки должны проводиться регулярно и требуют вложения немалого количества средств.

[/tm_pb_text][/tm_pb_column][/tm_pb_row][/tm_pb_section]