СОБИРАЕМ СТАТИСТИКУ
Существует два основных вида маркетинговых исследований:
- кабинетные маркетинговые исследования;
- полевые маркетинговые исследования (качественные и количественные)
Количественные маркетинговые исследования — это получение и анализ достоверных данных, подлежащих статистической обработке. Они позволяют получить количественную оценку мнений и моделей поведения потребителей, выявленных в ходе качественных исследований.
Количественные исследования подразделяются на следующие виды:
ЛИЧНЫЙ ОПРОС
Личный опрос — проводится в форме личной беседы между интервьюером и респондентом. Это надежный метод изучения потребительских предпочтений. Он незаменим, когда необходимо предоставить респонденту большое количество наглядной информации.
К личным опросам относятся:
- уличные (позволяет использовать различные визуальные материалы и включать открытые вопросы в анкеты);
- магазинные (позволяет легче рекрутировать представителей целевой аудитории);
- квартирные (позволяет строить выборки, репрезентативные всему населению города).
Преимущества:
- возможность удерживать внимание респондента в течение длительного времени, а также продемонстрировать продукт, рекламный модуль, логотип и другие визуальные материалы.
Недостатки:
- высокая стоимость, влияние интервьюера на респондента, необходимость поиска большого количества квалифицированных специалистов.
ТЕЛЕФОННЫЙ ОПРОС
Телефонный опрос — проводится в форме короткого интервью при помощи телефонии и позволяет определить мнение абсолютно любых групп населения относительно определённых исследованием вопросов. Метод незаменим в случае удаленности респондентов, особенно в отношении рынка B2B. Телефонный опрос является одним из самых дешевых методов исследования. С его помощью можно определить уровень узнаваемости или потребления продукта, а также лояльности потребителей относительно товара. Также он позволяет в течение короткого времени отследить реакцию потребителей и рынка на определённые действия компании или её конкурентов. К примеру, можно осуществить замеры рынка, а затем с помощью сравнения результатов оценить эффективность рекламного мероприятия.
Преимущества:
- оперативность и относительно низкая стоимость. Исследователь может полностью контролировать работу интервьюера.
Недостатки:
- небольшая продолжительность проведения телефонного опроса. Это означает невозможность получить глубинную информацию и ограниченность в количестве и сложности возможных вопросов анкеты. Проблема также в отсутствии визуального контакта с собеседником. Такой опрос мало подходит для контакта с руководителями и топ-менеджерами компаний.
ИНТЕРНЕТ — ОПРОС
Интернет — опрос — это опросы, проводимые с помощью сети Интернет. Этот метод дает возможность узнать, насколько хорошо работает Ваш менеджмент и отдел продаж, степень удовлетворенности клиентов уровнем обслуживания, нужно ли вводить новые услуги. Таким образом обеспечивается обратная связь. Также Вы можете напомнить клиенту о себе. Показывая значимость мнения клиента, вы увеличиваете его лояльность к Вам. Можно выяснить количество постоянных покупателей и вероятность повторной покупки.
Преимущества:
- дешевизна, возможность за короткое время опросить труднодосягаемых респондентов.
Недостаток:
- довольно сложно продумать вопросы так, чтобы они были интересны респонденту, и он захотел уделить им время.
ХОЛЛ-ТЕСТ
Холл-тест — это разновидность личного интервью, применяемое как метод исследования качественных характеристик. Он основан на анкетировании респондентов с целью уточнения восприятия различных свойств товара, рекламного сообщения, названия, упаковки, торговой марки или услуги целевой аудиторией. Особенность холл-теста — явный и непосредственный контакт части целевой аудитории (респондентов) с тестируемым предметом. При проведении данного исследования происходит общение с группой респондентов в специально подготовленном помещении, предназначенном для спокойного общения. Респонденты холл-теста оценивают качества, привлекательность товаров, упаковки и других элементов, которые влияют на выбор покупателя. Изначально для пробы представляется объект тестирования, а затем заполняется заранее подготовленная анкета. Часто опросы проводятся устно.
К основным преимуществам холл-теста относятся:
- возможность получить специальную информацию об особенностях восприятия респондентом Вашего товара или услуги, которую невозможно выявить другими методами; относительно невысокая стоимость;
- возможность использовать большие выборки;
- высокая эффективность проведения при комбинации с фокус-группами.
Недостатки:
- данные не всегда можно распространять на всю генеральную совокупность потребителей, размер анкеты ограничен, оценка отдельных характеристик товара или услуги проводится в условиях, не соответствующим естественным условиям его потребления или использования.
- Холл-тесты делятся на оценочные (объектом тестирования является один товар) и сравнительные (сравниваются свойства нескольких аналогичных товаров). Также одной из разновидностей является «тест в слепую». Его особенность в том, что респондентов не посвящают в цель исследования, название продукта не озвучивается. Это делается для того, чтобы влияние образа известной торговой марки не повлияло на результаты тестирования свойств продукта.
МОНИТОРИНГ
Мониторинг — это систематическое и плановое наблюдение за состоянием рынка с целью его оценки, исследования конкурентной среды, изучения основных тенденций. Маркетинговый мониторинг необходим для маркетингового ведения бизнеса. Его результаты дают возможность вносить изменения в маркетинговую компанию и управление в целом. Русский синоним слова «маркетинг» — «отслеживание». С помощью мониторинга можно предвидеть изменения обстановки на рынке, действия конкурентов, изменение цен, находить новых партнеров и потребителей, изучать динамику рыночных процессов, влияющих на деятельность компании.
Преимущества:
- этот метод дает наиболее полную информацию, необходимую для ведения Вашего бизнеса.
Недостатки:
- мониторинг является довольно длительным процессом и имеет отсроченный результат. Кроме того, для его проведения необходимы хорошие специалисты.