Как открыть бизнес по овощной флористике

Доброе утро! С вами рубрика «Завтрак с предпринимателем» и сегодня с нами Анна Панфилова, учредитель студии овощной флористики «Грядка». Здравствуйте!
Здравствуйте, Инна!
Анна, расскажите, пожалуйста, с чего началась Ваша студия?
Студия, как таковая, открылась совсем недавно, в начале 2016 года. Но и до этого я была тесно связана с этой сферой. Несколько лет назад я окончила курсы классической цветочной флористики сначала в Питере, потом в Выборге. Долгое время у меня были небольшие частные цветочные заказы,  также я немного поработала в цветочном магазине, а потом, так получилось, что я на некоторое время отошла от цветочной темы.
В начале 2016 года я увидела, что за рубежом, а также во многих крупных городах России появилось новое направление – овощная флористика. Мне стало интересно, я начала в ней разбираться. Покупала овощи, фрукты, цветы и экспериментировала с ними. Потом результаты экспериментов я начала выкладывать в интернет. В Выборге, на тот момент, это было в новинку. Соответственно, возник интерес, и я поняла, что этим надо пользоваться — продвигать новый товар на рынок.
 А Вы помните своего первого клиента?
Конечно! Первый клиент – это моя мама. Она показывала мой букет на работе и все  им восхищались. Но сейчас я его отовсюду удалила, так как  понимаю, что он сделан был вообще  не по правилам — я вижу, что его можно было сделать лучше. Кстати, в основе того букета был пончик, редиска, имбирь, тюльпаны.
Даже пончик? 
Да, но  если говорить о теме еды в букетах, то я и сейчас, например, достаточно часто использую съестные ингредиенты – например, макаруны, французские пирожные. Они смотрятся очень хорошо и привлекательно в оформлении букетов.
Что необходимо чтобы начать заниматься этим видом бизнеса, кроме знаний флористики?
Многие думают, что это достаточно просто – надо  лишь уметь нанизывать фрукты на палочки. Но это не совсем так. Без знаний не обойдешься – надо иметь понимание композиции, группировки ингредиентов.
А какими  качествами должен обладать человек, делающий букеты?
Чувство вкуса должно быть. Конечно, можно делать букеты и без особых знаний,  сидя в ларьке и, грубо говоря,  собирая вместе три хризантемы, 5 роз в блестящей упаковке, побольше бабочек. Совсем иной уровень мы видим во флористическом салоне — там абсолютно другие цветы, приятная упаковка, многие зелени.
По факту, любой может просто проткнуть овощи, сложить вместе и перевязать.  Насколько это будет востребовано?  
А какие вложения необходимы для ведения такого бизнеса? Какие инструменты?
Первоначальных вложений ноль. А в качестве инструментов нужен хороший секатор – ножницы, палочки, но они продаются буквально в каждом хозяйственном магазине, скотч, упаковка, цветы. Этого достаточно на первом этапе.
Сейчас я уже все это заказываю оптом  — и ленты, и упаковочный материал, и цветы в пробирках.
Пробирки нужны, чтобы букет дольше держался? 
Да, весь букет собран на деревянных шпажках, в воду его ставить не надо, но чтобы он не испортился используют пробирки с водой. Такой букет рассчитан на единовременный wow–эффект, но может простоять и 2-3 дня. В идеале, конечно, на следующий день его все же лучше начинать есть, он не интерьерный.
А кто ваша основная целевая аудитория?
Как это ни странно, женщины. Хотя я думала, что будут мужчины – они все-таки чаще дарят букеты. Но, видимо, такой цикл заказов для мужчин достаточно долог и непонятен. Мужчине хочется идти домой и по дороге своей жене купить букет, он не хочет заранее, за сутки заказывать —  он сразу покупает. Поэтому основная целевая аудитория  – женщины. В основном заказывают своим подругам, своим мамам, дочкам, от 25 до 50 лет, с доходом от «средний плюс».  Сейчас букет можно купить и за 500 р, а у нас букеты в среднем стоят от 1500 до 2000 р.
А заказывают ли такие букеты на свадьбу?
Букет невесты еще не заказывали, но очень много заказов на свадьбу для букетов гостей. Тут главное очень тщательно подобрать фрукты и овощи, так как это может обернуться психологической травмой на свадьбе — летом идет много клубничных букетов, невеста прижмет его к себе и может остаться пятно.
В Питере я видела, что для букета невесты используют шампиньоны, чеснок, хлопок — получается очень воздушный, легкий букет. Но в Выборге девушки пока не настолько креативны.
А корпоративные заказчики у Вас есть?
У меня заказывают коллеги для коллег, одна из студий салонов красоты в городе заинтересовалась этими букетами и заказывала их для сотрудников. Но я, честно говоря, еще не выходила на этот уровень. Существую недавно и на такие массовые праздники еще не попадала.
А если открывать производство и нанимать людей, то о каком персонале следует задуматься в первую очередь? 
В первую очередь необходимы флористы с образованием, похожим вкусом. Все остальное второстепенно. Например, бухгалтер – на аутсорсинге.
Скажите, пожалуйста, а как Вы продвигаете Ваш вид бизнеса?
Изначально трудно было продвигать. Людям было непонятно, почему они должны покупать именно такой необычный букет.
У меня даже была оффлайн точка. Сейчас ее нет. Пришла к выводу, что достаточно сложно сделать безубыточной именно оффлайн точку, так как это скоропортящийся товар.  Даже цветы скоропорт, а уж фрукты, овощи — тем более.
Поэтому стараюсь сформировать спрос именно через интернет, через красивые фотографии. Начинала продвигаться через конкурсы «В контакте», через «Бесплатный Выборг». Я провела один такой конкурс, и ко мне сразу вступило 200 -300 человек.
Потом я провела еще один конкурс с выборгским новостным порталом. У них был юбилей  — они праздновали вступление в группу 10-тысячного человека, и я им  предложила разыграть букет.  У меня прибавилось еще 200 человек. Причем в условиях конкурса не было обязательным условием вступление в группу, люди просто вступали, потому что им это было интересно.  Там четко была моя целевая аудитория.
Также про меня начали писать местные СМИ —  новостей не так много, а новые фишки появляются редко. Например, недавно единственный выборгский журнал глянцевого формата опубликовал статью «5 предпринимателей – идеалистов», в которую включили и меня.
Позже я  завела инстаграм. Причем могу сказать, что для моего вида бизнеса, сравнимого с цветочным, инстаграм работает лучше, чем «ВКонтакте». Так как именно в инстаграме делается упор на красивые картинки.
У меня сейчас в инстаграме 1500 подписчиков выборгских, не ботов, которых я просто конкурсами или приглашением в друзья получила. И интересно то, что из 1500 подписчиков у меня под каждым фото порядка 150-250 лайков, то есть, 10 -20% людей, которые реально лайкают постоянно мои букеты.
То есть,  в инстаграме Вы тоже конкурсы проводили? 
На самом деле,  в инстаграме провела всего один конкурс без репостов, без всего. Просто надо было отметить своего друга. Ну, прибавилось человек 50-100. Все остальное это просто я методично в течение 4-5 месяцев я ищу и приглашаю активных людей Выборга, лайкаю их, подписываюсь на них. В ответ, они подписываются на меня.
И таким образом Вы за 4 месяца набрали полторы тысячи подписчиков?
Ну, максимум – за полгода. В конце марта я открыла группу «ВКонтакте», инстаграм я чуть открыла позже.
Помимо социальных сетей я использую довольно много PR -активностей. Я сразу же стала спонсором одного из выборгских спортивных мероприятий, «Выборг trail». Моя роль заключалась в том, что я готовила для спортсменов-победителей букеты. Ну и, соответственно, меня отмечали, писали обо мне, на самом мероприятии про меня говорили.
После этого был этнофестиваль фолк исполнителей. «Кукушка». Пригладащись исполнители из России. Финляндии.  Меня попросили сделать букет хедрайнеру мероприятия. Обо мне упоминали в статьях, заметках, со сцены говорили о моем бренде.
Также я принимала участие в выставке мастеров народного творчества – в парке Монрепо стояли люди  и продавали свои товары. На мероприятии было много туристов, но, тем не менее, мне удалось и визитки пораздавать и поприглашать людей в группу. Хотя, конечно, аудитория была не совсем та, опыт был интересный.
А потом меня пригласили на празднование дня города. Я была в самом центре, в парке Ленина и 5 часов собирала букеты. Целевая аудитория мероприятия – жители Выборга, туристов было мало. На мероприятии я раздала порядка 100 визиток. Плюс, помимо этого, естественно, со всеми было много контактов. Вот это был реальный выход на целевую аудиторию. Очень удачное мероприятие для меня получилось.
Я и сейчас не ограничиваюсь социальными сетями. У меня есть уже несколько работ с фотографами. Меня просили сделать букеты для фотосессии, эти фотографии я использую и для себя тоже. Еще один выборгский популярный фотограф предлагал участвовать в оформлении фотозоны. Но это уже такие сложные и масштабные вещи. Пока приоритетно  все же занимаюсь букетами, хотя в будущем хочется охватить все и сразу, безусловно.
А сайт планируете делать?
Думаю постоянно над этим, но пока концепцию не могу понять – насколько он нужен и в каком формате – то ли сайт визитка, то ли интернет-магазин, не могу поймать волну для себя.
А мастер-классы планируете проводить?
Это один из самых частых вопросов. Было уже очень много заявок, но мне не хочется, чтобы люди уходили с некачественным товаром с мыслями о том, что они чему-то научились. Опять же повторюсь  — воткнуть палочки в мандарин могу научить, могу подсказать, но это не курсы флористики. Идеальный букет не получится. Я не хочу, чтобы человек говорил, что меня этому научила Аня.
Вот с детским мастер-классом для меня интереснее – детки любят мастерить, с ними проще, понятнее. Оони маме подарят букет и будут довольны. Тут несколько иной посыл.
Направлений много. В Выборге есть куда идти, есть куда расти. Любое  новшество воспринимается «на ура». В Питере потребитель более избалован.
Резюмируя наше интервью, расскажите, пожалуйста, о ваших планах, перспективах
Планы пока такие —  определиться с концепцией сайта. Также уделить внимание и цветочному направлению, при этом продолжая развивать и мое основное фруктово-овощное направление букетов. Ведь то, чем я занимаюсь  прижилось в Выборге и людям понравилось, это лестно для меня.
Спасибо большое, Анна, за столь интересное интервью. Успехов вам и процветания бизнесу!
Спасибо!